Неподалеку от аэропорта находится Иверский монастырь. Война коснулась и святыни. Здание неоднократно попадало под огонь артиллерии украинских военных. Огненный дождь выжег всё вокруг. Это очень страшно, так как рядом с монастырём находится кладбище, где похоронены сотни дончан. Каково было наблюдать за этим родным и близким похороненных. Мало того, что они не могут посетить могилы ушедших, так и ко всему прочему, от мест упокоения практически ничего не осталось.
С сентября 2015-го активные боевые действия в Донецкой Народной Республике стихли. С коллегами отправились посмотреть как обстоят дела с Иверским монастырем и кладбищем. Подъезжая к местам трагичных событий, поток гражданских машин сменился на пустые изрешеченные снарядами дороги поселка Октябрьский. Всё чаще и больше нас окружали дома с разбитыми окнами, пробитыми насквозь стенами, сгоревшими крышами и воронками во дворах. Людей становилось всё меньше и меньше. Машин и вовсе не стало. Дорога пуста. Лишь бетонные блоки мешают беспрепятственно нестись по запустелым дорогам. Указатели гласят :" Донецкий аэропорт", "Вольво-центр", "ул. Стратонавтов"- фигуранты всех новостных сводок во время активных фаз конфликта на Донбассе. Так близко к Донецкому аэропорту я ещё не был. Увы, но так сложилась моя судьба, что не довелось мне здесь побывать при освобождении и после этого. Скажу даже больше, я при мирной жизни был здесь всего один раз. Второй раз попал сюда, когда аэропорта как такового уже не существует.
Сейчас здесь тихо и спокойно. Даже автоматной очереди не было слышно, что удивляло. Ехали туда без брони, так как режим "тишина" соблюдается. Не в полной мере, как хотелось бы, но всё же. Что же касается самого монастыря, его ещё не начали восстанавливать, но подготовительные работы уже идут по полной. Настоятельница с прихожанами вычистили территорию вокруг монастыря. Но это громко сказано, так как вокруг уж слишком много взрывоопасных предметов, которые могут детонировать в любой момент. Но это не пугает прихожан. Они бесстрашно убирают территорию, которую разрешили военные.
Атмосфера вокруг Иверского монастыря и кладбища, мягко сказать пугающая. Если вы хотели побывать на месте героя фильма "Я- Легенда", то вам стоит отправиться сюда. Полная разруха и отчуждение. Разбитые в пух и прах памятники, части неразорвавшихся мин, продырявленный монастырь, заросшее травой кладбище, уничтоженный аэропорт, увядшие цветы. Эмоции внутри меня сменялись. Страх сменялся отчаянием, отчаяние печалью. Но тут я заметил нечто, что меня порадовало (что само по себе парадоксально на кладбище). Увидел я букет цветов, пакет с печеньем и конфетами. Совсем свежие. Значит совсем недавно здесь были люди. Вот, что значит дончане. Как только боевые действия стихли и появилась возможность любыми способами добраться проведать могилу родственника, то дончане воспользуются ей. Почтить память своих предков для нас очень важно. Смерть находится слишком близко к нам, но мы не забываем о тех, кто ушел раньше нас. В очередной раз убедился, что наш народ высоконравственный, храбр и бесстрашен.
Находясь на кладбище, в голову пришла мысль, что этим людям пришлось умереть дважды. Даже после смерти им не дают покоя. Но куда тяжелее их близким. Не знаю, что страшнее- самому находится под обстрелом и переживать весь этот ужас, или же наблюдать за тем, как твои родственники находятся в горячей точке, а могилу любимого человека оскверняют, уничтожают при помощи тяжелой артиллерии.
"Все города, пропущенные через свинцовые жернова войны, похожи между собой. Осыпавшиеся пролеты домов, изъеденные пулевыми язвами стены, запах пороха вместе с цементной пылью, моментально забивающий слизистые", такую подпись к фото из Сирии сделал Александр Коц, военный корреспондент КП, но как точно и подробно она описывает ситуацию в военных городах. Донецк пережил ад. Неизвестно закончатся ли мучения дончан на этом, но вот что мне действительно запомнилось после сегодняшней поездки, так это беседа с настоятельницей Иверского монастыря. Мой коллега спросил у неё :" за что нам всё это?", её ответ был краток- "за наши грехи". "Неужели мы настолько грешны?",- не унимался журналист. "История нас учит, учит, а мы всё никак не можем выучить урок на 5. За это и платим.".
P.S. Когда обрабатывал фотографии, меня мучила совесть. Не знаю, стоит ли выкладывать такие фотографии. Этим я могу обидеть чувства родных усопших, но я надеюсь, что они станут скорей весточкой для тех, кто не может посидеть на могиле родного человека.
Фоторепортаж.
Journal information