Categories:

В недрах донецкой "подземки"

О донецком андерграунде не принято говорить. В информационном пространстве его будто бы вовсе и не существует. О нём прекрасно знают, перешёптываются, но он сохраняет свою правдивость и честность. Пока в Питере и Москве, Киеве и Харькове «подземка» выходит в массы, становится попсой и постепенно продаётся, превращаясь в джинсу, то в Донецке она остаётся всё той же старой и доброй, как во времёна цоевских квартирников. 

А говорить о нём не принято не потому, что к нему относятся с негативом, отвращением и презрением, словно это творчество маргиналов, которое не заслуживает внимания масс, а из-за шумных скандалов. Донецкую «подземную» культуру в своих пропагандистских корыстных целях в своё время использовали российские либеральные и украинские провластные СМИ. Из-за этого представители альтернативного искусства ещё дальше отдалились от политики, спустились ещё глубже в недра донбасской земли. 

Погружаясь в андерграунд

Убежищем от массовых шествий с флагами и политическими лозунгами, криков и обвинений в неправедности мировоззрения стал небольшой клуб в подвале с низкими потолками, тусклыми лампочками и старинными проигрывателями, где сохранилась та самая ламповость, которой порой не хватает во время заполонившего всё пафоса. Заведение с креативным названием «Gung'Ю'баzz» расположилось на бульваре Шевченко, совсем недалеко от здания правительства (бывш. Донецкая ОГА). О грядущем концерте-кавере песен Земфиры я узнал по старинке — заметил плакат, приклеенный на доске объявлений. Я пропустил Цоя и Сплин, чьи песни донецкие музыканты перепевали в начале месяца, поэтому на этот раз я твёрдо решил, что обязан попасть на лирику российской поп-рок певицы номер один для меня. 

Пока весь Донецк собирался отмечать День города, в канун дня рождения Земфиры, к шести вечера во двор через арку к бару стали стягиваться слушатели. Большинство из них – завсегдатаи. У них сформировался свой уютный круг общения, в котором они проводят вечера с кружечкой пива и душевными разговорами. К слову, когда вместо привычных пивных бокалов или одноразовых стаканчиков бармен со словами: «Держи, братец», протянул мне две поллитровые банки для консервации со светлым пивом, я сначала удивился, а после оценил этот простой, с одной стороны меркантильный (если украдут, то не так ударит по карману), а с другой стороны — очень стильный ход администрации клуба.

Здесь и бородатый хипстер с татуировками и очками нулёвками, и офисный клерк, и ITшник, спортсмены, школьники, а также застрявший в 80-ых патлатый рокер. Каждый по-своему уникален и отличается от своего собеседника, что лишь сближает людей. 

На фоне набравших народную любовь Донецкой филармонии и драматического театра, куда невозможно купить билеты уже спустя день после начала продаж, в «Gung'Ю'баzz» дела обстоят куда проще. Перед началом концерта к посетителям подходит администратор со старой доброй печатью, берёт необходимую сумму за вход, ставит на руке отметку с названием клуба, и вот ты уже стал частью семьи.

Антураж бара мне напомнил то ли клуб из культового «Брата-2», где в США легендарные российские рокеры из «БИ-2» играли свой хит «Полковнику никто не пишет», или же не менее уникальное место из американского ситкома «Как я встретил вашу маму». Неважно, на что именно похож донецкий «Gung'Ю'баzz», имеет значение то, что здесь ты чувствуешь себя как дома. Подобного не испытаешь в пафосных ресторанах и суши-барах. 

На столах и барной стойке стояли таблички с по-свойски написанной фразой «Забито». Потянуло чем-то простым, из детства, когда пытался забить лучшее место на ветке, где были самые сочные ягоды. В клубе будто застряла атмосфера уже забытых «Detroit'а» и «Другого мира». На стенах расклеены плакаты о грядущих и уже прошедших концертах. В глаза бросился анонс вечера украинской музыки: «Бумбокс», «С.К.А.Й.», «Океан Эльзы», «Друга рiка». Тут же мне вспомнился скандал в информационном пространстве, когда журналистка либерального «Дождя», умело манипулируя навыками монтажа, состряпала сюжет о подземном бунте новой донецкой аристократии, которая была вынуждена спуститься в подвал от глаз вездесущего МГБ, чтобы спеть украинские песни. Но ситуация оказалась куда прозаичнее: в Донецке действительно любят украинские песни, культуру и даже музыкантов, которые публично нелицеприятно отзываются о дончанах, что в очередной раз доказывает, что искусство должно быть максимально отдалено от политики, уничтожающей всё, чего касается. В этом концерте не было бунта против системы или борьбы с ДНРовскими властями во имя возвращения Донецка в состав Украины. Молодые парни и девушки сыграли пару песен на мове, а мероприятие использовали для очередного разжигания межэтнической неприязни. 

Под знакомые звуки мы забыли, что такое обычная жизнь

Мимо моего столика промчалась молодая девушка. Она настолько органично вписывалась в атмосферу бара, что мне поначалу показалось, что она работает здесь официантом. Но вместо того, чтобы подойти и принять заказ, она поднялась на сцену, взяла гитару и начала петь. С горящими глазами, милой улыбкой вокалистка будто проживала каждую строчку, пропуская через себя слова песни Земфиры. Донецкая группа «Евгеника» начала своё выступление.

Первая песня – и будто Данила Багров сошёл с экрана и идёт по коридорам не американского, а донецкого клуба. Концерт начался с «Искала». 

Кто-то скромно, как я, отстукивал ритм ступнёй, кому-то хотелось сорваться с места поближе к сцене, кого-то пригласили на танец, а в дальнем углу две скромные девчонки — то ли школьницы, то ли первокурсницы — подпевали знаменитые строки. С каждой песней аудитория разогревалась всё сильнее. Под конец уже никто не сидел за своими столами — клуб превратился в единый целый кайфующий организм. На десерт — «Молодые ветра» от группы «7Б». 

Несмотря на то, что за спиной бармена на полке рядом с алкоголем стоял маленький бюст Владимира Путина с флажком ДНР, а на стене висел огромный флаг Новороссии, в этот вечер не было присутствия политики, от которой уже тошнит. Здесь можно было сбежать от привычной суеты, мыслей и надоевшей войны. В этой компании не нужно думать о том, что кто-то не понимает, почему ты набил себе на руке изображение фотоаппарата или почему кто-то ходит в нелепой шляпе. 

Тут нет «возвращенцев», «укропов», «ватников» или «либероидов» — были люди, энергия, молодость и рок. Тут все свои, несмотря на то, что видятся впервые, и возможно, не увидятся больше никогда, но здесь и сейчас мы просто любители песен российской рокерши. 

Зачем искать то, что нас разделяет? Копаться в людях и их предпочтениях? Для чего пытаться исправить в людях то, что тебе, из-за твоих предрассудков, не нравится? 

Запыхавшиеся, уставшие, но довольные слушатели выходили из «подземки» в привычный мир с серыми буднями, новостями об обстрелах, массовыми шествиями, не меняющимся годами баннерами с однотипными картинками\лозунгами и непрекращающейся ксенофобии. 

P.S. Концерт остался позади. Я шёл по вечернему Донецку, наслаждаясь подмигивающими светофорами, мелькающими мимо автомобилями, звуками шаркающих мимо людей, запахами донецких роз и проникающими сквозь темное полотно яркими огоньками. А в это время в ушах продолжал звучать приятный женский голос, поющий строки: 

«Позже мое такси скользило мимо светофоров. 

Упрямо прятал тайны в темных окнах город. 

Катились звезды, прожигая в небе дыры. 

С ума сходили перекрестки жёлтым»

promo denyaleto march 9, 2015 12:44 107
Buy for 50 tokens
Ты живешь в стране, в которой родился и считаешь своей Родиной. Ты её любишь такой, какая она есть, со всеми недостатками. Она неидеальная, так же как и всё в этом мире. Звезд с неба не хватаешь. У тебя работа, которая дает тебе энное количество денег, чтоб купить себе поесть, одеться, провести…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded