-Обращалась ли официально к Вам украинская сторона по поводу обмена пленных саперов ДНР?
- У нас есть два представителя гуманитарной подгруппы - Виктор Медведчук и Ирина Геращенко. Конкретно от Ирины Геращенко к нам не поступало никаких предложений. И от господина Медведчука к нам так же не поступало никаких предложений. Мы общались с Виктором Владимировичем. Я попросила прислать фамилии тех восьми человек, которых они задержали. Переговоры проходили на протяжении пяти часов, чтоб только выяснить фамилии. На этом всё.
Звонили волонтеры, представители СБУ, но уполномоченные люди официально к нам не обращались. Ирина Геращенко делает абсолютно беспочвенные заявления. Предложений об обмене от официального Киева, в лице Ирины Геращенко или Виктора Медведчука не было.
- В каких условиях содержатся военнопленные ВСУ? Ирина Геращенко утверждает, что пленных перевели из бывшего здания СБУ в Донецкое СИЗО, где, по её словам, условия содержания хуже. Как вы можете прокомментировать это заявление?
- Ирина Геращенко занимается пиаром, делая подобные заявления. Те мамы, с которыми общалась Ирина по поводу обмена пленных, все они 4-5 месяцев назад были в Донецке. Будучи здесь, матери рассказывал, как они обращались к Порошенко, Медведчуку, к Ирине Владимировне. Их никто не слышал. Сейчас я читаю заявления этих мам, но это не их заявления, не их слова. Мамы украинских военных рассказывали, что им угрожали, если они будут проводить митинги и протесты. Мне известно, что несколько дней назад был митинг под администрацией президента Украины, но неизвестно почему, если Ирина Геращенко говорит, что у неё состоялся диалог с матерями солдат.
Геращенко заявляет, что изменились условия содержания, но она этого знать не может. Ни разу на переговорах гуманитарной подгруппы в Минске Ирина Владимировна не интересовалась, в каких условиях содержатся пленные. Ей это неинтересно. Пленных действительно перевели, но не в СИЗО, а в совершенно другое здание. Условия содержания у них абсолютно те же. Единственное - раньше у них была возможность чаще звонить. Сейчас условия ужесточены. Всё остальное на том же уровне. Я лично контролирую этот процесс, я их посещаю.
Украинская сторона заявляет о пытках у нас в плену, но в отчетах ООН указано, что именно наших парней (военнослужащих ДНР) пытают и убивают в украинском плену. Делать подобные заявления, я считаю, неуместно, так как к нам у мирового сообщества претензий по содержанию пленных нет. Условия содержания украинских пленных не изменились. И напротив, нашим парням, содержащимся в СБУ, не оказывается медицинская помощь.
- Для чего украинская сторона делает подобные заявления?
- Конкретно я веду обмены уже два года. Я видела много переговорщиков. Очень мало осталось, кто мог что-то сделать. Они остались в тени. К примеру, Медведчук. Он курирует все обмены, но я редко вижу его на экране и не вижу его заявлений. Мне не понятно, почему Ирина Владимировна делает заявления по поводу обмена. Когда нет Виктора Владимировича, она говорит, что она не уполномочена вести переговоры по обмену пленных, утверждает, что для этого есть Медведчук. В официальных документах Ирина Геращенко подписывается как "Уполномоченный президента Украины по мирному урегулированию конфликта на Донбассе", но её высказывания говорят, что не заинтересована Ирина Владимировна в мирном урегулировании конфликта.
- Готова ли Украина выполнять 6 пункт Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, а именно - обмену пленных формулой "всех на всех"?
- 6 пункт невозможно выполнить без пятого - Обеспечить помилование и амнистию путём введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины. Те обмены мы делали для того, чтоб показать мы полностью готовы на все условия, чтоб вернуть наших ребят. За год своей работы украинская сторона продемонстрировала полное нежелание отдавать наших ребят. Они этого даже не скрывают. Было бы желание выпустить, уже бы давно выпустили. В предлагаемых Украиной обменах заложены одни и те же люди. По сути, этих людей уже давным давно освободили из залов суда, на пороге им надели мешок на голову и посадили в подвал. Сейчас эти люди ждут обмена. В больших масштабах работа не ведется. В списках, предоставленных Украиной, одни и те же фамилии. А как на счет остальных? Я подаю большой список на 964 человека. Украинская сторона дает ответ. Полтора месяца назад украинская сторона показывала место нахождения 354, на сегодняшний день - 602 человека. Возможно, это связано с тем, что не пустили комитет по прекращению пыток. Мы обращались в ООН по правам человека, собралось много документов и их сотрудники захотели проверить незаконные тюрьмы в Украине. Украинская сторона их не пустила. После этого количество людей в списке увеличилось. Но работа по обмену не ведется.
- 4 июля планируется встреча гуманитарной подгруппы в Минске. Планируете ли вы поднимать вопрос пленных саперов?
- Обязательно. Вопрос пленных поднимается на каждом заседании. Украинская сторона постоянно пытается менять списки. Да, есть список на 602 человека, но из них часть осуждены, часть идет разбирательство в судах. Украина оправдывает это тем, что является правовым государством и просто так выпустить их не может, так как Украина так и не приняла закон об амнистии.
В очередной раз Украина продемонстрировала свою безответственность. Официальные лица делают заявления, которые не имеют ничего общего с действительностью. К слову, я не удивлен, за 2 года войны в Донбассе это стало нормой. Ирина Геращенко намеренно лжет матерям пленных. Украина не заинтересована в обмене. Она не хочет отдавать пленных и своих солдат забирать не желает. Все озвученные Ириной Геращенко предложения ни что иное, как популистские заявления.
Journal information