Голос в громкоговорителе объявляет остановку "Гостиница "Шахтер". Я покидаю трамвай и не спеша перехожу дорогу, автомобилей не много... Прогуливаюсь по любимым местам. Вижу красавец-стадион - "Донбасс Арена". Он простаивает без дела вот уже почти два года. Сразу за ним - изрешеченный дворец молодежи "Юность". Ударной волной вынесло практически все остекление дворца, а напротив, в летящей походке - монумент Иосифу Кобзону, герою Донецкой Народной Республики. Памятник поставили ещё при украинской власти, но сейчас народный артист - персона нон-грата в Украине из-за его гражданской позиции относительно конфликта на Донбассе.
Прохожу немного дальше, и, вот - я на месте. Краеведческий музей.До 2014 года музей находился в подчинении управления культуры Донецкой облгосадминистрации, с 2014 и по настоящее время — в подчинении Министерства культуры Донецкой Народной Республики. Именно в 2014-ом году его настигла трагедия. Украинская армия пыталась уничтожить донецкий бриллиант - стадион "Донбасс Арена". Три дня из донецкого аэропорта, который тогда находился под контролем украинских войск, утюжили территорию вокруг стадиона, но - мимо и мимо. А один из смертоносных подарков ВСУ прямым попаданием ударил по краеведческому музею Донецка.
В фондах музея находилось более 120 тысяч экспонатов: палеонтологическая, археологическая, нумизматическая, этнографическая коллекции, а также коллекция старопечатных книг, коллекция культовых предметов XVIII—XIX веков, коллекции фотографий, образцы продукции предприятий, личные вещи известных людей Донбасса и другие коллекции. Сотрудники музея и неравнодушные дончане попытались сохранить то, что осталось после артиллерийского обстрела.
Долгое время он стоял разрушенный. Экспонаты были перенесены в музей Великой Отечественной войны. Я знал, что власти Донецкой Народной Республики занимаются восстановлением музея, но не надеялся увидеть такого прогресса. Восстановление идёт полным ходом. Левое крыло уже функционирует: проходят фотовыставки, выставки ювелирных работ. Но всё же раны после обстрела ещё не затянуты. Стены посечены. Перила прошиты осколками. У входа в музей стоят обезглавленные каменные бабы, которые ещё два года назад были целые и невредимые.
Постепенно и мелкие разрушения ликвидируют, реставрируют каменных баб и другие экспонаты, но в душе навсегда останется рана в качестве напоминания о том, что значит война и каким жестоким может быть человек, если его убедить в том, что война- единственный способ изменить точку зрения своих бывших соотечественников.
Journal information