Наивность пустых надежд

На мысли о том, что мы всё же живем в эпоху постмодерна, меня натолкнули массовые песенные флешмобы, которые стали воспринимать, как протестные акции. Многие наивно поверили в то, что украинское общество всё же осталось тем самым прекрасным, с которым мы жили в одной стране. Мне хочется поговорить о флешмобах, постмодерне и попытаться объяснить, почему я считаю, что значение исполнения советских песен на ЖД вокзалах преувеличено.
Песенные флешмобы

Началось всё с Запорожья. Видео флешмоба, где на железнодорожном вокзале "Запорожье-1" молодые люди спели песню из кинофильма "Весна на Заречной улице", облетело интернет в считанные дни. После просмотра, когда видео набрало не более 1000 просмотров, я понял, что эту акцию поддержат в других городах. К слову, в Донецке уже проводили подобный флешмоб, но несколько ранее. На день города в троллейбусе №2 молодёжь пела "Спят курганы темные". Но тогда, в августе 2016-го, никто не удивился подобному, потому что Донецк и Луганск ещё в 2014-ом показали своё отношение к советскому прошлому, в то время как на Украине валили памятники Ленину и запрещали празднование Дня Победы. Флешмоб, где молодые запорожцы спели советскую песню, произвел фурор. Никто не ожидал подобного от жителей современной Украины, которые отказываются от советского прошлого и пытаются приписать себя к европейскому будущему. Многие ошибочно посчитали, что песенная акция в Запорожье имела протестные подтекст. В интернете начали писать, что таким образом украинцы показали, что они не все умалишенные, и адекватные люди всё же продолжают жить на территории бывшей Украины. На самом же деле организатором флешмоба был запорожский телеканал ТВ-5 и вот, что рассказали украинским журналистам представители телеканала:

"Флешмоб задумывался и реализовывался как творческий подарок телеканала TV5 комбинату "Запорожсталь" к 83-летию. Песня "Весна на Заречной улице" из одноименного кинофильма о любви сталевара и учительницы, стала гимном металлургов. А сам фильм снимался в Запорожье, в том числе - и на "Запорожстали". Более того, прототипом главного героя фильма Саши Савченко являлся реальный сотрудник "Запорожстали" - Григорий Константинович Пометун - герой труда, заслуженный металлург, обладатель множества отличий, орденов и медалей как "Лучший сталевар страны". Таким образом, это подарок и сегодняшним сотрудникам комбината, и ветеранам. Песня - душевная, близкая многим по своему настроению и содержанию, ее поют от заводов до караоке во всех городах, где есть металлургические предприятия. Этим и объясняется выбор композиции для флешмоба", - рассказала Александра Розыган.

После Запорожья были Харьков, Одесса, Донецк, Москва, Крым, Киев, Луганск, Липецк, Мариуполь, Николаев, Днепропетровск (ныне Днепр - результат декоммунизации и десоветизации) и даже Рим,

Флешмоб или же фаршинг

Странные слова. Но таков современный мир. Для того, чтоб в них разобраться для начала нужно понять, что они значат.

Флешмо́б (произносится флэшмоб; от англ. flash mob, дословно — мгновенная толпа [flash — миг, мгновение, mob — толпа]) — заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.

Фаршинг, или фарш, — это одно из направлений флешмоба, неформальное направление интеллектуального и психологического экстрима.

Так чем же всё-таки занимались люди на ЖД вокзалах? Для этого нужно узнать причины и цели, которые преследовали мобберы. По Википедии, флешмобберы часто ищут:


  • развлечение;

  • почувствовать себя свободным от общественных стереотипов поведения;

  • произвести впечатление на окружающих;

  • самоутверждение (испытать себя: «Смогу ли я это сделать на людях?»);

  • попытка получить острые ощущения;

  • ощущение причастности к общему делу;

  • получить эффект, как от групповой психотерапии;

  • эмоциональная подзарядка;

  • приобретение новых друзей.


В песенном флешмобе, как мне кажется, присутствовали люди, преследующие различные цели и возможно даже все вышеперечисленные имели место быть. Но ведь журналисты назвали эти акции попыткой показать связь между украинцами и русскими. А как мы знаем, за такие слова в новой Украине можно получить и по лицу. То есть, за советские песни можно было попасть как минимум на 15 суток в КПЗ или какой-то украинский патриот из добробата, возвращающийся с фронта, мог неадекватно отреагировать на песни. И тут логично вспомнить о фаршинге.

"Фаршинг — это не перфоманс и не флешмоб. Он предназначен не для зрителей, а для участников, основная задача которых — победить себя, какой-то свой предел, сделать что-либо, что в обычной жизни сделать бы побоялись. Каждая акция и действие каждого участника — это новая грань, которую он переступает во время акции".

То есть, если украинцы боролись с внутренними комплексами и страхами, то на протест ради страны это явно не походит. Скорей лишь избавление от внутренних переживаний. То есть, флешмоб ради флешмоба, а не протеста.

Чем же именно занимались мобберы, стоит спросить у каждого в отдельности, потому что каждый ищет своё.

Постмодерн и ложное всемогущество

Независимо от того, какие цели преследовали участники акций, это был постмодерн. В начале статьи я упомянул понятие "постмодерн". Его часто путают с "постмодернизмом". Постмодернизмом (англ. postmodernism) называют течения в литературе, искусстве и философии. Постмодерн же (англ. postmodernity) — это состояние общества в новейшее время; по разным оценкам — с 60-х, 80-х либо 90-х годов XX века. Оба понятия считаются неустоявшимися, и их часто путают даже в словарях. В русских, конечно. В Оксфордском, например, все четко.

Проще говоря, современное общество живёт в условиях глобальной деревни, где каждый о каждом всё знает. Термин "глобальная деревня" ввел еще в 1962 году канадский социолог Маршалл Маклюэн в одной из тех книжек, которые легче пересказать, чем прочесть. Называлась она «Галактика Гутенберга», и речь там шла вообще-то совсем о другом. Но в последних главах гениальный Маклюэн не только предсказал Интернет, но и придумал первую метафору для его обозначения. Идея глобальной деревни проста: благодаря мгновенной передаче информации земной шар сжимается до размеров какого-нибудь маленького посёлка. В переносном смысле, конечно.

Со времен Маклюэна термин развили, и сегодня им обозначают три характерные черты постмодерна.


  • Невозможность замалчивания информации

Если на месте события оказался хоть один подросток со смартфоном, видео о нем (событии, а не подростке) рано или поздно окажется там, где его сможет увидеть кто-то еще. О том, что в его стране нет демократии, может кричать в Twitter даже китаец, не говоря уже о тебе. В глобальной деревне все невольно шпионят за всеми и треплются о том, что увидели, от нечего делать (избыток свободного времени — одно из завоеваний экономики постмодерна, но об этом в другой раз).

  • Вынужденная вовлеченность в чужие дела

В настоящей деревне стоит пройти по улице — и кто-нибудь обязательно попросит помочь принять роды у курицы, предложит выпить или насильно расскажет о проблемах. В глобальной деревне аналог такой прогулки — заведение аккаунта в социальных сетях, мессенджера, «Скайпа», блога. Человек, который всего этого не имеет или даже вовсе не пользуется мобильным, выглядит глобально деревенским дурачком и постепенно выдавливается за пределы нормального социума.

  • Идея ложной ответственности

Человеку совестливому жизнь в глобальной деревне противопоказана: он будет переживать за каждого бездомного котенка, чьи фотографии мелькнули в чужом блоге, и за любого пациента неведомой клиники, срочно нуждающегося в пересадке ноздри. Ложная сопричастность бесконечно далеким процессам порождает постоянный стресс, основанный на желании помогать, или муках совести («Я плохой, не помогаю. А мне ведь несложно»). Наряду с ответственностью, жизнь в глобальной деревне награждает тебя еще и ложным всемогуществом: кажется, что именно твоя смс-ка или перепечатка-пересылка слезного письма кому-то поможет.

В песенном флешмобе я увидел ложное всемогущество. Люди почему-то возомнили, что советские песни в исполнении украинцев способны повернуть Украину в правильное, адекватное русло. Но эта теория разбилась вдребезги о скалу ответок со стороны украинских "патриотов". Практически в тех же городах, где проходили песенные флешмобы с исполнением советских песен, украинцы "патриотической" направленности пели гимн Украины, матерные песенки и тому подобные вещи. Ни те, ни другие ситуацию в стране не поменяли.

Флешмоб ради флешмоба

Никакого протеста не было - вот какой вывод можно сделать после увиденного. На Украине не перестали петь похабные песни о Путине и России, украинцы продолжают верить в российскую агрессию на Донбассе и самообстрелы жителей ДНР и ЛНР, украинские военные не развернули орудия в сторону Киева, чтоб уничтожить настоящих врагов украинского народа. Флешмоб реальных результатов не дал, а значит это было простое представление и не более того. О том, что флешмоб не имел никакого подтекста, говорят и организаторы самого первого флешмоба.

Единственное, чего добились мобберы - они разозлили украинских патриотов, которые начали писать доносы в СБУ. Одна из статей о песенных флешмобах на украинском информационном ресурсе заканчивается следующими словами: "А тем временем, в управлении СБУ Запорожской области рассказали, что оперативники проводят проверки по данному факту на предмет выявления сепаратизма", хотя в этой же статье выше журналисты критикуют российские СМИ, которые рассказывали о том, что на Украине построено полицейское государство.


P.S. Из-за угрозы быть пойманным и осужденным киевским режимом многие и вознесли песенный флешмоб. Его сравнили чуть ли не с партизанской диверсией. Но мне хочется напомнить о настоящем протесте. Жители бывших Донецкой и Луганской областей 11 мая 2014-го вопреки всему провели Референдум о независимости от Киева и власти хунты. Разве дончанам и луганчанам не угрожали сроки за "сепаратизм"? А в итоге мы получили войну и поддержку украинского общества так называемого "АТО", а не безоружных мирных жителей. А сейчас они флешмобы называют диверсией...

Когда в Горловке украинская армия летом 2014-го уничтожила мирных жителей при помощи тяжелой артиллерии, когда в центре города лежали сожженные женщины, дети, старики, на Украине и не думали объявлять траур. Вместо этого в инстаграме довольные украинцы выкладывали коротенькие видео, где они обливались холодной водой и передавали друг другу эстафету. Называлось это Ice Bucket Challenge. Это тоже флешмоб. Наверно, это был своего рода поддержка, когда в Донецке и Луганске не было воды, то украинцы могли облиться водичкой просто так, без надобности.

Когда народ Донбасса страдал и нуждался в антивоенных митингах, чтоб перестали гибнуть невинные люди, вся Украина наслаждалась жизнью и молилась на мантру "лишьбынекаквДонецке". Сейчас они поют советские песни. Но в чём смысл? Процитирую Александра Роджерса: "Вы можете страдать любой фигней, при условии, что вы не свергаете нацистский режим в Киеве".

Помните, что флешмобы войны не заканчивают. Не занимайтесь самообманом о ложном всемогуществе.
Время, когда песнями можно было бороться, прошло. Нынешняя украинская власть не обращает внимание на подобное. С ними нужно бороться их же методами, которыми они добивались власти- коктейлями Молотова.
promo denyaleto march 9, 2015 12:44 108
Buy for 50 tokens
Ты живешь в стране, в которой родился и считаешь своей Родиной. Ты её любишь такой, какая она есть, со всеми недостатками. Она неидеальная, так же как и всё в этом мире. Звезд с неба не хватаешь. У тебя работа, которая дает тебе энное количество денег, чтоб купить себе поесть, одеться, провести…
Только Вы зря забываете, что нам и приходится действовать в этом самом постмодерне.
Что народ ослаблен и разобщен - и с этим приходится считаться (иначе все было бы давно по-другому).
Что и у вас на Донбассе все же активность могла быть и выше. А про Москву я вообще молчу: "марши мира" либерастов собирают здесь народу больше, чем митинги в поддержку Донбасса (при том, что симпатии подавляющего большинства народа - на вашей стороне). Но эта организованность правосеков на б.УССР и либерастов в Москве объясняется скорее финансовыми вливаниями...

Короче говоря, конечно, это все мелочи, все эти флешмобы. И как бы даже повод для первого из них - да, нейтральный. Но смыслом оно все же наполнилось. И хотя само по себе ни к чему не приведет - все же показывает, что не все потеряно.

А основным фактором все равно будет позиция рос. властей. Будет Россия сильной - найдутся и во Львове сторонники Русского Мира.
Слаб человек. Особенно в наше время.

Edited at 2016-12-10 12:18 (UTC)
"Будет Россия сильной - найдутся и во Львове сторонники Русского Мира"
В силе правда?
Если к примеру, через несколько лет сильной и процветающей станет, скажем, Турция (предложит ништяки, сопоставимые в европейскими) - украинцы опять переметнуться, и поголовно запишутся в потомки янычар?
Поскольку равномерного развития в мире добиться не удалось и вряд ли удастся в обозримой перспективе, украинцы так и будут бревном в проруби мотаться в поисках лучшей доли, предавая вчерашних союзников?

Искренне разделяя идеи русского мира, надо не только ожидать к-л выгод, но и быть готовым противостоять его противникам. На других условиях не получится.